Первая и четвёртая картинки уже здесь были: http://undertale.reactor.cc/post/2849364
Хм-м-м... извини, не заметил ссылки. Зря вручную искал тот пост : /
Первая картинка у нас уже была: http://undertale.reactor.cc/post/2345689
“Wanna know something funny? When we were kids we were all scared of Granny Rags. Thought she was a terrible witch! Then we grew up and figured she was just a sad old lady. We were right the first time. Now, ain't that funny?”

Slackjaw, “Dishonored”


> Неправда. Мы с тобой это же обсуждали.

Да, обсуждали, и я даже помню этот пост. Мой пост. Уже почти как год прошел с того момента… Мы многое обсуждали, и ты так и не удосужился пересмотреть информацию канона, оставшись при своём неверном и наивном мнении.

> Чара и Азриэль явно говорили о том, чтобы забрать души у людей, Азриель прекрасно знал, что они должны сделать, и он прямым текстом согласился на это.

Ещё раз, внимательно пересмотри кассеты VHS и поговори с Азриэлем на цветочном поле в эпилоге, внимательно слушая его слова и следя за изменением выражения его лица. Тебе должно быть ещё легче – ты, как мне кажется, обладаешь хорошей памятью.


Asriel's Epilogue Dialogue

“There's one last thing I feel like I should tell you.
Frisk, when Chara and I combined our SOULs together...
The control over our body was actually split between us.
They were the one that picked up their own empty body...



Ты не задумывался, зачем он(а) это сделал(а)? Ведь они уже были вместе, и, рассказывая монстрам, что Чара таки увидел(а) цветы, дети при благоприятном исходе похода совершенно не лгали бы.


…And then, when we got to the village...
They were the one that wanted to...
... to use our full power.

I was the one that resisted.



“They were the one that wanted to... to use our full power.” Обрати внимание на то, как, когда и насколько меняется выражение его лица. Азриэль устоял перед волей Чары. Пора бы уже тебе понять, что Чара поступил(а) не по плану.


“> Но то, что в этот план входит сбор людских душ, было сказано абсолютно ясно.

Ага. Но это могло звучать как угодно. Например: «пойдем на поверхность, попробуем поговорить с ними. Может шесть онкобольных проникнутся сочувствием и так мы найдем шесть душ»…”


AlBl, http://undertale.reactor.cc/post/2364192#comment11072767


Tape 4

“(Asriel) I... I don't like this idea, Chara. Wh.. what? N-no, I'm not... ... big kids don't cry. Yeah, you're right. No! I'd never doubt you, Chara. Never! Y... yeah! We'll be strong! We'll free everyone. I'll go get the flowers.”


Вот почему Азриэль не воспротивился взятию трупа: “…I'd never doubt you, Chara. Never!”

Забавно, не так ли? И что же сказал(а) Чара? Наверное, что-то наподобие этого: “Don’t you trust me, Asriel? Do you doubt me?”

http://nochocolate.tumblr.com/post/136399757575/what-if-chara-sometimes-bullied-asriel


Чара прекрасно знал(а), что именно нужно было сказать Азриэлю. И он(а) не принимает отказов.


Tape 5

“ (Toriel) Chara... Can you hear me? We want you to wake up...
(Asgore) Chara! You have to stay determined! You can't give up! You are the future of humans and monsters...



Вот касательно теории о том, что монстры ждали, пока Чара умрёт, чтобы выбраться наружу. Нет, они до конца желали, чтобы болезнь Чары прошла, и Чара снова мог(ла) жить здоровой и, как они считали, счастливой жизнью.


“…(Asriel) ... Psst... Chara... Please... Wake up... I don't like this plan anymore. I... I... ... no, I said... I said I'd never doubt you. Six, right? We just have to get six... And we'll do it together, right?


“And we will do this together, right?” Вот если бы не это “right”, то можно было бы подумать, что Чара мог(ла) в ответ сказать «нет». Но это был либо риторический вопрос, либо уточнение. У Чары были гарантии по поводу того, что на смерти от отравления лютиками его (её) жизненный путь не завершится. Они договорились сделать это вместе.


Труп специально был взят Чарой для того, чтобы сагрить людей, чтобы люди напали на монстра, якобы убившего ребёнка ради мести. Всё это делал(а) только и только Чара. И помыслы Чары были исключительно кровавыми. Где здесь оговоренное “…And we'll do it together…”?

Хм… видимо, кровожадный Азриэль согласился вырвать людям кишки.

Нет. Он согласился, потому что человек, стоящий перед ним, не принимает слова «нет». И игрок даже может сам в этом убедиться.

Вот каким человеком был(а) Чара при жизни – неблагодарный(-ная) безжалостный(-ная) предатель(ница), манипулятор(ша), лжец (лгунья) и без пяти минут серийный(-ная) убийца, желавший(-шая) стереть всё, что нам дорого. И когда было нужно, Азриэль был сильным. Достаточно сильным для того, чтобы помешать этому человеку. И сразу становится понятно, почему “Chara wasn’t really the greatest person” и почему важно, что “Chara hated humanity”. И вот это – канон.

> Опять же, неправда. Что мог знать Азриэль о людях?

Не знаю… всё, о чём он с его родителями расспрашивал Чару? Как и королевский(-кая) учёный(-ная). Монстры наверняка очень хотели узнать, как изменилась жизнь на Поверхности.

> Как он мог заботиться о них? Нет, он просто проявил слабину в критический момент. Сражаться с другим лицом к лицу, сражаться насмерть - это куда страшнее, чем может себе представить монстр, не знающий войны. Все эти выдумки о «милосердии» и «защите» лишь оправдания постфактум.

У него с самого начала и в мыслях не было начинать боя, и Чара это прекрасно понимал(а). Азриэль – пацифистичный добродушный ребёнок, желавший освободить свой народ. Все эти «выдумки» и «оправдания постфактум» были живыми частями его натуры с первого дня его жизни.

> Ни того, ни другого в словах Азриэля до этого не было.

Интересно, почему? Может, потому что от него многое умалчивали?

> И снова неправда. Жизнь ни у кого ничего не отбирает. ..

«Жизнь», «судьба», называй, как хочешь. В этой жизни есть многое, что от нас не зависит. И эта машина отбирает у нас всё.

> …Азриэль оказался слаб, когда от него требовалась сила. И как это случается с любым в такой ситуации – он потерял всё. Причина тому не «жизнь» и не «судьба». Причина одна – его слабость.

“…The control over our body was actually split between us…”

У Азриэля хватило сил, чтобы воспротивиться своему «лучшему другу». У него хватило сил, чтобы, удерживая контроль над своим телом, уйти прочь от людей. А ведь если у него был доступ к управлению телом, то, помни, он был и у Чары.


“Так, действуем более конкретно, чтоб не растекаться.
Выводы: Ты хочешь сказать, что Азриэль, почувствовав ненависть Чары к людям, решил, что не позволит ей убивать их, ибо она просто начнет геноцид (что в последствии, вроде как, и проявляется в виде уже ненависти к монстрам). При этом их внутренняя борьба отнимала у них всю концентрацию, как у детей за джойстик в видеоигре. Каким-то невероятным усилием Азриэль удерживая "джойстик" в руках направляется обратно домой. Чара, в состоянии шока, лишь разводит руками и ожидает конца. FIN.
Итого: Имеем мотивом противодействие геноциду людского населения, ценой собственной жизни и жизни любимого друга, темная сущность которого пролилась на свет.”


Barilzard, http://undertale.reactor.cc/post/2505589#comment11632355


С такими помехами выйти победителем из состязания воли и не дать своему «лучшему другу» устроить Апокалипсис…

Нет. Причиной была внезапность последовавших после выхода из-за Барьера событий. Причиной была его неспособность отнять жизнь у других. У тех, кто, как он считал, этого не заслуживает. А самой главной причиной было предательство Чары.

> Но технология преображает...

Абсолютно в точку. Преображает полностью, не оставляя ничего, кроме воспоминаний.

> …Благодаря технологии ему вернули способность мыслить, ему вернули восприятие, ему дали новое тело и новые силы. Ныть после этого - ещё одна демонстрация того, что Азриэль - неблагодарный капризный ребёнок.

Ему не вернули самого главного – его самого, его души.


"Because they are made of magic, monsters' bodies are attuned to their SOUL...";

“Love, hope, compassion... This is what people say monster SOULs are made of”. - Books in Snowdin Library.



Его всего этого лишили, оставив лишь воспоминания. Флауи – это воспоминания, залитые в тело, которое “… (is) empty inside…”. Флауи – это не Азриэль. Все ценности, что были для него, как для Азриэля, важны в прошлом, теперь утратили свою силу для Флауи.

> Да ну?...

Да, и не только этому. И за целый год ты этого так и не понял.


“Today, I purchased Undertale, having fallen in love with the soundtrack.
I played for 12 hours straight. I am a true pacifist. I won't be true resetting.
The game changed my life. My entire outlook, my hopes, my dreams.
For the last seven years I've been trapped in my house, suffering from crippling anxiety, depression…

… I've been uplifted, filled with so many hopes and dreams. Life is beautiful again, and as I sit here in bed, typing this on my tablet, blubbering like a big baby, I want to thank everyone. Toby Fox, all the players, all my friends. Thank you for helping me break the barrier

Just keep on being.

Thank you, everyone. You filled me with determination.”


https://www.reddit.com/r/Undertale/comments/3u3vbb/today_i_bought_undertale_its_changed_my_life/


“Hearing “UNDERTALE made me want to be kinder” or “UNDERTALE helped me through a dark time” feels more valuable than any award or score.”
— toby’s Fox (@FwugRadiation) November 20, 2015”


http://www.themarysue.com/interview-undertale-game-creator-toby-fox/


“> Как показывает часть фэндома Undertale (особенно - среди западных буржуев) - монстру можно простить любое количество лжи (да, я смотрю на тебя, Альфис) и мудачества (и даже убийств), если он достаточно пушистый и няшный (да, я смотрю на тебя, Асгор).

Ну типа да. Это основной мотив игры - вопрос, насколько много ты готов простить людям и чего стоит счастье других.

Основной мотив энкаунтеров Папируса и Санса в геноциде:
"EVERYONE CAN BE A GREAT PERSON IF THEY TRY!"

"do you think even the worst person can change...?
that everyone can be a good person, if they just try?"

В этом вся суть истории.”


AlBl, http://undertale.reactor.cc/post/2537865#comment11880319


“…TEG: A book in the Snowdine library reads: “Love, hope, compassion … humans have proven that their souls don’t need these things to exist.” Do you perceive the morality play in UNDERTALE as beyond the duality of “good vs evil”, or are these terms still useful to us as human beings in the 21st century?
TF: Regarding UNDERTALE‘s morality, my opinion is kind of irrelevant. I’d be interested in what you think about it, though…”


http://outermode.com/interview-toby-fox-undertale


“…The beauty of the interactivity of games is in how the player chooses to act. Whether through combat, puzzle solving, or even just shutting the game off, the player is the agent of change and narrative in the game. The player is the main character of the story, and the decisions, even over something as simple as hitting a button, makes the player experience the game on a personal level. It's your story.

Having the Fight option meant the player had to consciously choose to use it or not. This wasn't a game where the only option was to talk your way through combat. The game didn't impose a peaceful lifestyle on the player. It left the option open for players to mull over when they're low on health. For them to keep glancing at when talk seems to be failing. To want to use when they're just sick of encountering enemies. The Fight option would always be there, tempting players to take an easier route and just cut their way across the game's world.

"I like when people come to their own conclusions as to why." says Fox. Through choosing to put the Fight option in the game, he makes that clear. Fox sought to make players think about their actions for themselves by letting them see how the world reacts to their violent or nonviolent nature. Neither the game nor the developer would tell you if you were bad or not, but rather let you decide if the people of this world were worth saving. It created consequences for all of the fighting in RPGs by making the lives players took matter, giving them a presence in the world. It was just up to you to decide what you felt when the world changed.
Like the real world, no one might notice when you've done harm. You just might someday notice an absence where someone used to be.”


http://www.gamasutra.com/view/news/257471/How_Undertale_makes_you_think_hard_before_killing_monsters.php


“…UNDERTALE‘s morality…”

“Hearing “UNDERTALE made me want to be kinder” or “UNDERTALE helped me through a dark time” feels more valuable than any award or score.”


> …И как за свои поступки ответил Асгор? Или Андайн? Как ответила Ториэль, бросившая народ на произвол судьбы? Как ответила Альфис, прекратившая выполнять возложенные на неё обязательства?

“Внимательней к речи Асгора – он убивает себя, чтобы дать Фриску возможность покинуть Подземье, потому что альтернатива для него слишком эгоистична – он не считает себя достойным жить тихой, семейной жизнью после того, как убил пятерых детей. Особенно учитывая тот факт, что такая жизнь была была бы оплачена ещё и ценой свободы как Фриск, так и его подданых.

При этом он не бежит от ответственности, вовсе нет – он идёт до конца. Даже мучаясь виной он сражается с Фриском, при этом не играя в поддавки как Ториэль. Да, при этом ему стыдно, ему плохо – в прямом смысле, плохо, физически, он слабеет от воспоминаний – но он понимает, что если окончательно поддастся эмоциям и бросит всё, то не только предаст доверившихся ему монстров, но и, в сущности, сделает бессмысленными смерти предыдущих пяти детей.

Асгор нёс груз вины всё своё правление, он переступал через себя в бою с Фриск, и он совершает самоубийство не как побег от ответственности, а только окончательно зажатый обстоятельствами в угол, в в ситуации или/или – или свобода Фриск, или условный "хэппи энд" для него. Но вот принять второй вариант Асгор просто не может. Потому что это, повторюсь, слишком эгоистично для него.”


Mistgloom, http://undertale.reactor.cc/post/2890844#comment13248428


Азгор наказал себя в альтернативном конце боссфайта с ним, зная, что он не достоин счастливого конца после содеянного. И он дарует свободу Фриск(у), не обрекая свой народ на ещё одно длительное заточение, равное взрослению и старению человека.

Андайн не совершала преступлений; напротив, она сражалась за свой народ и, по её мнению, наконец-то вершила правосудие. Даже её музыкальная тема на Нейтрал-Руте называется “Spear of Justice”. Люди древности не щадили детей монстров, и теперь не будет пощады детям людей. И даже преисполненная праведного гнева, она вела себя, как настоящий рыцарь, всегда показывая следующую атаку и выходя из режима невидимости, а под конец и вовсе вызвала человека на честный бой. И, судя по её словам, она не сражалась с людьми до этого. И в игре ничего не даёт повода сомневаться в её словах.

Ториэль ушла, так как преисполненные ярости за убийство Азриэля людьми Азгор и весь подземный народ, у которого появилась надежда, теперь её не слушали бы. Вспоминаем Нейтрал-Руты с пощаженной Ториэль и высоким LOVE. Она ушла, чтобы изменить, смягчить то, что произошло в ту роковую ночь, когда погибли её дети; возможно даже чтобы душить это в зародыше, спасая людей. Она ушла за дверь, которую заперла изнутри, и стала либо пытаться остановить, либо, в итоге, просто готовила «прибывших» с Поверхности к подземному выживанию. Toriel Tutorial.

Альфис… в чём состояли возложенные на неё обязательства? В поимке человека? Она была слишком добродушна, чтобы готовить настоящие ловушки для человека, которого даже при выживании ждала бы гибель от рук короля, и она была совершенно разбита для того, чтобы идти против самой себя. Поиск способа выйти из Подземелья? Альфис уже ничего не могла сделать с Амальгаматами, и полученных ею данных, как и теоретически существующих данных [из записей] Гастера с данными монстров (см. Древние Свитки Глифы в Вотерфолле) хватило, чтобы понять, что сделать она ничего не сможет. Если даже Гастер не смог, если даже у него не было никаких идей, как сгенерировать необходимую мощь с теми силами и ресурсами, что были доступны монстрам, то уж она точно была бессильна. Она стала заикой… но заикой, готовой к действиям. Геноцид-Рут в пруфы.


Каждый из них смотрел в лицо своим грехам, если они были, и действовал против них по мере своих сил и возможностей.

> Нет, эта игра учит тому, что судьбы слабых находятся в руках сильных. Если сильный благосклонен к слабому тот ещё поживёт и может даже поживёт хорошо. Если же нет увы.

Ты опять не замечаешь деталей. А точнее деталь, которая проходит через всю игру. Ты не замечаешь, что ты сражаешься, управляя маленьким сердечком, нарисованным в чисто мультипликационном стиле. Маленьким сердечком в игре, где EXP и LV – это плохо, и где ты можешь пощадить своих противников. Пощадить, так как они заслуживают пощады, не обрекши на муки тебя и весь твой вид, хотя и знали, какую силу им даст победа над человечеством. И они могли хотя бы попытаться поработить или уничтожить человечество как до изгнания за Барьер (предварительное «выхватывание» людей и накопление душ), так и после него (полумёртвый(-вая) безоружный(-ная) Чара). Но в обоих случаях их не интересовала сила. И они приняли этого ребёнка в семью, обеспечивая его всем необходимым.


“Love, hope, compassion... This is what people say monster SOULs are made of”.


> Именно. Не ответственности за них он искал, а совершенно противоположного прощения, то есть освобождения от ответственности. И он нашел это освобождение в руках сильного.

Поздравляю, ты провалил тест на проверку знания сюжета игры.


Asriel Dreemurr, Post-Battle 1

”Frisk... I... I understand if you can't forgive me.
I understand if you hate me.
I acted so strange and horrible.
I hurt you.
I hurt so many people.

Friends, family, bystanders...
There's no excuse for what I've done.


(If not forgiven)

... right.
I understand.
I just hope that...
I can make up for it a little right now.



Азриэль не просил о прощении. Он не сбегал от ответственности. Он знал, что он должен был сделать. И поэтому, и не только поэтому, он заслуживает его. Хотя он и знал, что ты обязан ему жизнью, он не стал козырять этим, оправдываясь перед тобой.

> Нет, он хочет занять страусиную позицию и ответственности избежать. Потому он скрывается от остальных он не хочет встретиться лицом к лицу с теми, перед кем должен нести эту самую ответственность. Он так и остался трусом и слабаком.

Он исправил, стёр всё то, за что ему якобы нужно было нести ответственность. Он искупил свою вину, освободив всех монстров без потерь и воскресив шестерых людей. Он скрывается, так как не хотел вновь разбивать их сердца, так как не может управлять душами, необходимыми для поддержания его формы и его чувств, вечно.


Asriel Dreemurr, Post-Battle (2)

I can't keep these souls inside of me.
The least I can do is return them.
But first...
There's something I have to do.

Right now, I can feel everyone's hearts beating as one.
They're all burning with the same desire.
With everyone's power...
With everyone's determination...
It's time for monsters...
To finally go free.”



> Кстати нет. Разрушение Барьера было частью плана Азриэля с самого начала, провал его попытки подавить Фриска это никак не изменил.

Садись, два. Изначально его, как Флауи/Азриэля, планом было сделать Полный Сброс, чтобы играть Фриск(-ом)/Чарой вечно.

> Life is perfectly fair. If you cannot achieve what you desire - it is because you are either too ignorant to find a way to achieve your goal, or too powerless to follow that way. Do not shift responsibility to some abstract "life".

Now… now you know the truth. And maybe you could even accept it. So again: “If you really did everything the right way, why did things still end up like this? Why...? Is life really that unfair?".
А они ведь говорили. Они ведь предупреждали. Русификатор — это зло, что откроет врата между миром Undertale и их миром.
Не волнуйся: если что, я всегда могу тебя продиспеллить.
«У твоей мамы очень неразборчивый подчерк...»

«...подчерк...»
Вот только Азриэль не хочет, чтобы ты кому-либо мстил и устраивал "Bad Time". Особенно учитывая, что наказать придётся и того, кого Азриэль любил всегда. И он не изменился вовсе, а восстановился, вновь став настоящим собой, вопреки всему пережитому, "despite everything"; пусть и ненадолго. И это только причинило ему дикую боль. Боль, которую он превозмог, поступив затем правильно. Поступив, потому что, увы, как психологически, так и физически не мог жить с этими душами дальше.


"I can't keep these souls inside of me.

The least I can do is return them.

But first...

There's something I have to do..."


А ведь он мог бы просто лечь и захлёбываться своими слезами. Захлёбываться лишь своей болью, но он не стал.

Тебе этого более чем достаточно. А есть те, кому этого ничтожно мало. И ещё есть те, кому это кажется неправильным и несправедливым. У меня, например, такой волны бессильной ярости не было со времён третьего Mass Effect'а. Но, как и с этой sci-fi франшизой, здесь мы уже ничего не сможем изменить. И у некоторых людей ещё надолго останется чувство, что им плюнули в душу.

А Undertale способна докопаться до самых её глубин.